13 января 2011 г.

Отдавая дань уважения именитым землякам - Святополк-Мирским и братьям Денам. Kharkiv (Dec. 2010).


В один из субботних предновогодних морозных с ветром дней на бывшем хуторе Гиёвка, который давно стал пригородом г. Люботина, бывшего в декабре 1905 года центром так называемой в истории революционного движения «Люботинской республики» - ныне крупного железнодорожного узла на Слобожанщине, было как никогда многолюдно.

В этот день отец Иоанн - настоятель Свято-Николаевского храма, построенного ещё в 1843 году на средства местной помещицы Надежды Маслович, совершил в присутствии прихожан и многочисленных посетителей из Харькова, Люботина, Мерефы, других населённых пунктов, освящение надгробных плит и панихиду по усопшим и захороненным здесь известным государственным деятелям Российской империи князю Дмитрию Ивановичу Святополк-Мирскому, его сыну князю Петру Дмитриевичу Святополк-Мирскому, а также его внукам – морским офицерам Александру и Николаю Денам.


Святополк-Мирские (польск. Światopełk-Mirski) — русский княжеский и дворянский род литовского происхождения. 

Род Мирских известен с XVI века и прослеживается от пана Григория Мирского (ум. в 1620), земского судьи. 

От пяти его сыновей пошли 5 ветвей этого рода.

Герб рода представляет четырёхчастный щит, увенчанный двумя шлемами. 

В первой и четвёртой частях в лазоревом поле герб Великого княжества Киевского: ангел в серебряном одеянии и вооружении, с пламенеющим мечом и серебряным щитом. 

Во второй и четвёртой частях — герб Московский: в червлёном поле св. Георгий поражает дракона золотым, с осьмиконечным крестом наверху, копьём. Щит покрыт княжескою мантией и увенчан российско-княжеской шапкою.

Генерал от инфантерии князь Дмитрий Иванович Святополк-Мирский (1825—1899) начинал военную службу в 1841 г. на Кавказе юнкером в егерском генерал-адъютанта князя Чернышёва полку. 

Неоднократно воевал против Хаджи-Мурата, Талгика и Шамиля.


Во время Крымской войны в качестве адъютанта главнокомандующего отдельным Кавказским корпусом был в Александропольском отряде и участвовал в сражениях при Баяндуре и Курюк-Дара. 

В составе Азовского пехотного полка, в сражении с англо-французами на Чёрной речке.

Награждён орденом св. Георгия 4-й степени «За оборону Севастополя».

По окончании Крымской войны Святополк-Мирский вернулся на Кавказ. 

Командовал Кабардинским полком, с которым совершил кампанию 1858 г. в нагорной части Чечни. 

12 апреля 1859 г. произведён в генерал-майоры и назначен начальником штаба войск в Прикаспийском крае, тогда же был зачислен в свиту его величества. 

В кампании против горцев в 1859 г. начальствовал походным штабом Дагестанского отряда генерал-адъютанта бароне А.Е. Врангеля и принял участие во взятии штурмом аула Гуниб.

После пленения Шамиля и покорения Восточного Кавказа был помощником командующего войсками Кубанской области и был в походах на реки Кубань и Убин. 

Произведён в генерал-лейтенанты и назначен начальником Терской области, занимал должность Кутаисского генерал-губернатора. 30 августа 1873 г. Дмитрий Иванович получает чин генерала от инфантерии. 

Кроме того, князь Святополк-Мирский был избран действительным членом и почётным председателем Кавказского отделения Русского географического общества.

Во время русско-турецкой войны 1877—1878 гг. состоял при главнокомандующем Кавказской армией и принимал деятельное участие в планировании и проведении штурма Карса. 

Кавалер ордена св. Георгия 2-й степени за №108 «За военные подвиги, оказанные при взятии крепости Карса в ночь с 5-го на 6-е ноября 1877 года».

В 1880 г. Святополк-Мирский был назначен членом Государственного совета. 

В 1881—1882 г. исполнял обязанности командующего войсками Харьковского военного округа и временного Харьковского генерал-губернатора.

Вот что писала о нем Харьковская газета «Новая демократия»: «Выросший в Алжире и не знавший ни слова по-русски, Дмитрий Иванович в 1844 году поступил на военную службу в царскую армию, сражался под Севастополем, на Кавказе и дослужился до генерала от инфантерии и до члена Государственного Совета.

Он оказался на посту харьковского генерал-губернатора в один из драматичнейших моментов российской истории. 

1 марта 1881 года террористы-народовольцы взорвали императора Александра Второго. 

По всем западным и южным губерниям прокатилась волна еврейских погромов. 

Государевы наместники ничего не смогли поделать со шквалом насилия нигде, кроме Харькова.

Князь Дмитрий Иванович в те дни запретил продажу спиртного, предупредил обывателей, что за участие в беспорядках будет предавать военному суду (а это вплоть до расстрела!). 

Кроме того, он лично обратился к харьковчанам. 

Эти его распоряжения не отменялись вплоть до 1917 года...".

Наведя порядок, князь вышел в отставку и поселился в имении Гиёвка.


Генерал-адъютант князь Пётр Дмитриевич Святополк-Мирский (1857—1914) начинал службу в лейб-гвардии Гусарском Его Величества полку. 

Участвовал в русско-турецкой войне 1877—78 годов, потом окончил курс в Николаевской академии генерального штаба. 

Командовал дивизией, был губернатором в Пензе и Екатеринославе. 

Занимал должность министра внутренних дел Российской империи с 26 августа 1904 по 18 января 1905, с которой был уволен вскоре после начала массовых беспорядков в январе 1905 года.

Писатель К.К.Арсеньев писал о нём вскоре по его кончине, в 1914 году: «Как ни коротка была его государственная деятельность, она оставила глубокий след в русской жизни. 

В правящих сферах покойный князь явился первой ласточкой, знаменующей приближение весны — и самая весна оказалась бы, быть может, более прочной, если бы наступление её застало его ещё у власти. 

9-го января 1905 г. князь Святополк-Мирский был ещё министром, но уход его был предрешён и не на него падает ответственность за ужасные события этого дня».

В Гиёвке Петр Дмитриевич Святополк-Мирский построил школу, больницу и аптеку.


Надгробные плиты князю Дмитрию Ивановичу Святополк-Мирскому, его сыну князю Петру Дмитриевичу Святополк-Мирскому были восстановлены в сентябре 2009 года.

Нынешняя церемония была приурочена к открытию восстановленных надгробий их внукам, участникам русско-японской войны.

Два брата – Александр и Николай Дены были сыновьями Владимира Александровича Дена, министра, статс-секретаря Великого Княжества Финского и Нины Дмитриевны, урождённой княжны Святополк-Мирской. 


Старший брат Александр Владимирович Ден
– лейтенант Российского императорского военно-морского флота, участник русско-японской войны умер в возрасте 27 лет от тифа в Порт-Артуре в 1904 году.

Младший брат Николай Владимирович Ден в возрасте 26 лет, будучи также лейтенантом, в должности вахтенного начальника в составе гвардейского экипажа эскадренного броненосца «Император Александр III», погиб в 1905 году в Цусимском морском сражении.

В панихиде приняли участие и выступили мэр г. Люботина Владимир Теличко, 

Почётный гражданин этого города, депутат местного совета Александр Нечипоренко, представители казачества, Дворянского собрания, руководители общественных организаций «За триединую Русь», «Русский блок».

От делегации моряков выступил Почётный председатель Харьковской областной общественной организации ветеранов ВМФ и подводников им. Героя Советского Союза И.И.Фисановича капитан I ранга в отставке В.И.Кизим. 

Виталий Иванович напомнил собравшимся о морских традициях и обычаях и их незыблемости по защите своей родины: никогда не спускать флаг перед врагом, каким бы многочисленным он не был.

Служить на флоте всегда было престижно и почётно. 

Россия бездарно проиграла войну Японии, в том числе и на море. 

Но это не умаляет подвига матросов и морских офицеров, не опозоривших военно-морской флаг в неравном сражении. 

Свидетельством тому жизнь и боевая служба двух братьев Александра и Николая, принадлежавших к широко известной в России «морской фамилии» Денов.

С глубоким вниманием был выслушан автор проекта, историк-правовед, депутат областного Совета V созыва, президент общественного фонда «Честь и достоинство» Игорь Массалов.

Безусловно, надо восстановить и существовавшую когда-то ограду вокруг храма, и саму усадьбу князей, сделав всё это музеем общенационального значения. 

Разумеется, к решению этого вопросу в преддверии ЕВРО-2012 надо привлечь само государство, широкую общественность и родственников, если таковые имеются за рубежом.


Считаю, что работа Игоря Евгеньевича по сохранению памяти о наших предках, о подвигах во имя мира на земле и нашем благополучии, заслуживает всяческого одобрения и поддержки. 

В том числе и финансовой.

Честь имею!


Владимир ПЕЛЕВИН, капитан I ранга, журналист-маринист.

Dmitry Ivanovitch Sviatopolk-Mirskii, Piotr Dmitrievitch Sviatopolk-Mirski

Комментариев нет:

Отправить комментарий