22 марта 2016 г.

Невосполнимая утрата. Ушла из жизни Громова Тамара Александровна.


Исполнилось 40 дней, как нет с нами Тамары ГРОМОВОЙ (ПЕЛЕВИНОЙ). 

12 февраля 2016 года на 86-ом году жизни Тамара Александровна скончалась от остановки сердца и 16 февраля похоронена под Калининградом рядом с родственниками одного из своих внуков. 

23 февраля 2016 года впервые за долгие годы старшая по возрасту родная сестра — вдова участника боевых действий в Сталинградской битве, артиллериста, военного строителя, североморца, «настоящего полковника» ГРОМОВА Георгия Александровича, не поздравила младшего брата с Днём Советской Армии и Военно-Морского Флота.

ПЕЛЕВИНЫ из Строителя, Харькова и Владивостока: Светлана Сергеевна и Милана, Алексей, Ирина, Ксения и Анастасия выражают искреннее соболезнования Сергею и Олегу ГРОМОВЫМ и их семьям по поводу скоропостижной смерти моей сестры и их матери, бабушки и прабабушки Тамары.

Старший сын Сергей Георгиевич ГРОМОВ совершенно прав, когда говорит о том, что пусть его мать и моя сестра будет «вечно живой в Интернете», улыбающейся и с цветами для детей, внуков, правнуков и праправнуков, остальных родных, друзей и просто знакомых... 

Пусть Тамаре Александровне ГРОМОВОЙ, родившейся в далёком 1930 году под Самарой, калининградская земля России будет пухом!

Владимир ПЕЛЕВИН


Материал, опубликованный к 85-летнему юбилею Тамары ГРОМОВОЙ

У СТАРШЕЙ СЕСТРЫ ЮБИЛЕЙ!

Без юмора и в этом случае мне не обойтись. В моей записной книжке родственника-журналиста сохранилась запись: Посреди бела дня в дверь звонок. 

Мой шурин (супруг моей старшей сестры Тамары) полковник Громов Георгий Александрович, не открывая дверь и не глядя в глазок из-за слабого зрения, спрашивает, как в таких случаях и принято:

- Кто и зачем?

- Вы золото продаёте?, - слышится из-за двери.

Георгий Александрович, не отвечая на вопросы невидимых для него людей, поворачивает голову и кричит в ближайшую комнату:

- Тамара, за тобой пришли!

Было в ней тогда весу... 107 кг! 

И запомнилось это потому, что на очередной день рожденья ей подарили напольные весы, которые тогда были в дефиците. 

Видимо, это настолько задело самолюбие моей сестры , что за короткий срок она, как говориться, «с ходу» сбросила...14 килограмм, «не садясь на диету»


Ничего тут смешного нет.

Для меня смешное заключается в том, что с той поры ежегодно и неоднократно в разных изданиях я читаю об этом случае во всевозможных вариациях. 

Вероятно, он печатался и задолго до описываемых событий, а поэтому начитанный шурин, выполнявший в это время обязанности постоянного представителя издательства «Красная звезда» по Харьковской, Белгородской, Полтавской и Сумской областям Украины и России, умело использовал всенародный анекдот в сложившейся ситуации.

А теперь по существу сегодняшнего события, случившегося в жизни моей старшей сестры Тамары Александровны Громовой (Пелевиной).

Которая, по совместному желанию матери и двух сыновей — Сергея и Олега, при содействии брата в моём лице и моей супруги Светланы Сергеевны перебралась из Харькова, где я у неё из родственников остался один, в Калининград под опеку более десяти родственных душ, что для меня отрадно и радостно!


Дорогая моя и единственная старшая сестра Тома, Тамарка, Матарка, Тамара, Тамара Александровна! 

И просто с большой буквы Сестра.

Не мне тебе рассказывать твою биографию.

Наших родителей: мамы Анны Дмитриевны и Александра Павловичаголубоглазой красавицы с русой косой до пят из самих Жигулей и первого дипломированного тракториста Средне-Волжской губернии (ныне Самарская область) давно нет в живых. 

И никто отныне лучше тебя не знает летопись твоей жизни, даже я, твой брат, поскольку на пять лет моложе тебя, да и жили мы в одной семье, с учётом этого обстоятельства, до твоего 19-летнего возраста, как я помню, то есть, выходит, примерно, четырнадцать лет. 

Всё остальное — это взгляд со стороны.

Но, порой, правы и те, кто считает, что «со стороны — видней»! 

А я помню, как ты уже в свои пять лет для меня была заботливой нянькой. 

Как стал связующим звеном между тобой и нашим младшим братом Александром. 

Как в предвоенные годы втроём, рука за руку, непрерывно ходим пешком на большие расстояния между селом Алексеевкой, учхозом Сельхозинститута, городом-станцией Кинель и домом деда Павла на высоком берегу реки Самарки.

Это были тяжёлые для мамы и нас, малышей, предвоенные годы, когда неожиданно для всех «чёрный воронок» увёз отца. 

Помню, что ты уже в 13 лет, «грамотная» (!), имеющая округлый красивый почерк, была принята в бухгалтерию военного совхоза в разгар войны на ответственную штатную должность счетовода.

Это тебя, бесстрашную, 14-летнюю девчушку, между прочим, также, как и мать, красивую, но только по отцу черноволосую, мама решилась с берегов Волги отправить поездом на Украину в какие-то Сумы и найти отца после его излечения в госпитале. 

И ты, сестра, выполнила задачу, и в декабре 1944 года воссоединила семью!


Помню твою учёбу в Сумах и Харькове, особенно много ребят крутилось вокруг, когда училась в техникуме. 

Припоминается многое из того, что связано с замужеством. 

Денег не хватало катастрофически. 

Ну, разве можно забыть твои наставления, когда я отправлялся на прогулку с коляской, в которой пускал пузыри твой первенец Сергей, с которым ты недавно «воссоединилась» и который сам уже перешагнул 60-летний рубеж. 

Не припоминаю, чтобы катал в коляске твоего младшего сына Олега. 

Но, может быть, это и хорошо? 

Учитывая, что в служебной карьере, на научном поприще и по воинскому званию он «перещеголял» отца, брата Сергея и дядю Володю порознь и вместе взятых. 

Хороших сыновей вы вырастили и воспитали, дали образование быть настоящими защитниками своей Родины! 


Тебе, сестра, и Георгию Александровичу можно только позавидовать и взять в пример.

Ты, Тамара, настоящая «боевая подруга»: мотаться по гарнизонам не каждой женщине под силу, да ещё с детьми, да ещё по Заполярью — вот оно и сказалось на здоровье. У каждого по-разному. 

Ты вынесла и выдержала всё! 

И даже труднейшие последние дни в Харькове рядом со своим Гошей, как ты часто, любовно, называла дорогого и мне Георгия Александровича.

Особенно мы, брат и сестра, стали близки в последние годы, когда ты овдовела, я потерял своего старшего боевого друга и лучшего советчика по жизни. 

В эти годы, по существу, мы и питались-то вместе. 

Требовали решения многие проблемы, оставшиеся в наследство. 

Мы их добили сообща с сыновьями. 

Не менее серьёзными были и проблемы со здоровьем, которые обострились на нервной почве. 

Извини, если я был резок, требователен и настойчив при принятии непопулярных, как теперь пишут, решений. 

Зато мой племянник Сергей ныне, получив родную мать «с рук на руки», всерьёз меня убеждает, что ты вполне здорова и чувствуешь себя лучше, чем он сам!

Я многократно поздравляю тебя, сестра Тамара Александровна, с достижением 85-летнего юбилея со дня рождения! 

Пожелать здоровья всё же не помешает!

Посмотри на себя и фото: ты же выглядишь моложе своих лет, в тебе же бабушки Анастасии гены! 

И не забывай: наша мама Анна Дмитриевна, её тётка Марина Петровна, твоя свекровь Александра Кузьминична и моя тёща Таисия Петровна ушли в мир иной далеко за 90 лет!


Не это ли повод позаботиться о своём долголетии? 

Воспользуйся им, сестра моя. 

У тебя, к тому же, всё для этого есть!


Разумеется, ты вырвана из среды обитания, сложившейся за 40 лет с лишним в одной харьковской квартире. 

Обживайся, привыкай. 

Жила же на берегу холодного Баренцева моря?

А теперь поживи в городе на берегу янтарного Балтийского моря, даже более тёплого, чем на Севере.

Последние 26 лет, после моего увольнения в запас, мы в твой день рожденья собирались вместе, если ты куда-нибудь не уезжала.

Впервые после долгого «перерыва» мы его встречаем порознь. 

Кто виновник? Время и наш уважаемый (правда, не всеми) возраст.

Дорогая моя далёкая, за тридевять земель и столько же границ, сестра Тамара! 

Ко всем высказанным и даже не высказанным здесь мною поздравлениям и пожеланиям присоединяются Пелевины: из Строителя Светлана и из Владивостока Алексей, Ирина, Ксения и Анастасия, также Камплеевы Лидия Павловна и Оксана, Наталья и Михаил Кедровы, твоя соседка Тамара Фёдоровна, Югай Роберт и Агафья, подводники, маринисты и журналисты, которым ты понравилась на моих юбилеях в Доме учёных и ресторане «Севан»!

Фарватер чист! 

Курс на очередной, ближайший юбилей — а там до ста «рукой подать»!

Твой брат-салага Владимир Пелевин


Фото из собственного альбома и матери Анны Дмитриевны:

1. 1945 год. В центре сестра Тамара (15 лет), слева брат Владимир (10 лет, автор данного материала) и справа младший брат Александр (8 лет).

2. 1969 год. Тамара и её родные. Сидят (слева направо): Тамара, мама Анна Дмитриевна, отец Александр Павлович Пелевины. Стоят (слева направо): сын Сергей и супруг Георгий Александрович Громовы, братья Владимир и Александр Пелевины.

Сестры нет, а её цветы в Харькове продолжают расти и цвести.

СЕСТРЕ ТАМАРЕ — 85?!
П О З Д Р А В Л Я Ю !!!

От меня ты теперь далеко.
И твой Калининград мне неве́дом.
Оторвать «кое-что» нелегко...
То, что сделано, тоже Победа!

По пути не исчез самолёт.
Говорил мне Сергей: «Всё нормально»!
У сестры вскоре всё отомрёт,
Что казалось всем нам аномальным...

Харьков, точно, тебя потерял.
Может, в радость ты стала анклаву?
Объявляю родным я аврал,
Юбилей чтоб отметить на славу!

Не позорь нашу бабушку-мать
И живи у Балтморя подольше...
Посмотри — там рукою подать,
Как живут в ФРГ да и в Польше.

Онкологию и диабет,
Говорят, ты изгнала с позором!
И за это с утра и в обед
Поздравляем из Харькова хором!

С флотским юмором всем веселей!
Как у вас с этим делом, не знаем.
Раз пришёл для сестры юбилей,
Мы в Строителе стол накрываем.

Для меня ты давно старше всех.
И зовёшься ты старшей сестрою.
Обрываю на этом я смех,
Сожалея: не чокнусь с тобою!

Разместил поздравления Владивосток -
У меня ещё хата не с краю.
Подводить жизни рано итог?
Поздравляю Тамару я и обнимаю!

Брат Владимир Пелевин
7 июля 2015 года
Харьков-Строитель

Комментариев нет:

Отправить комментарий